Экономический цикл - это периодические спады и подъемы деловой активности. Каждый цикл включает подъемы, происходящие примерно в один и тот же промежуток времени в разных сферах экономической деятельности, а за ними следуют столь же глобальные периоды спада, понижение деловой активности. Потом периоды оживления, переходящие в фазу роста нового цикла.
Максимально точно экономические циклы отслеживаются путем анализа периодических подъемов и спадов трех ключевых макроэкономических показателей:
- уровня занятости;
- инфляции;
- объема производимой продукции.
Обычно выделяют четыре этапа экономического цикла, которые последовательно сменяют друг дружку:
- кризис,
- депрессия (застой),
- оживление,
- подъем.
Кризис в экономике страны характеризуется стремительным спадом производства, начинающимся со снижения деловой активности. От нарушения равновесного положения между предложением и спросом на какую-то определенную продукцию или в каком-то сегменте хозяйства кризис отличается тем, что он представляет собой всеобщее перепроизводство, которое сопровождается резким падением цен, дефолтом банков, остановкой промпредприятий, удорожанием кредитования и ростом безработицы. Низшую точку падения деловой активности называют «дном». Это фаза депрессии, которая характеризуется экономическим застоем, слабым спросом на продукцию, существенной недозагрузкой предприятий и большой безработицей.
Еще одно негативное явление в циклическом развитии экономической сферы является рецессия. Под рецессией понимается период нахождения показателей национального ВВП в минусовой области на протяжении не менее двух кварталов подряд, что говорит о спаде производства. В свою очередь, спад ассоциируется с падением объемов инвестиций, повышением безработицы, в некоторых случаях снижением цен и, разумеется, снижением фондового рынка.
Подъем начинается с оживления экономической активности. Для начальной фазы подъема, называемого «восстановлением», характерны: увеличение количества заключаемых новых договоров, сокращение безработицы, рост потребительского спроса, вследствие чего происходит повышение объема производства продукции.
Далее этап восстановления сменяется стадией развития, которая характеризуется продолжением экономического роста после этапа восстановления обычно до достижения очередного максимума производства, который превосходит достигнутый в прошлом цикле. Фаза развития иногда включает несколько циклов, именуемых «циклами роста».
Во время этапа роста производится и реализуется больше не только товаров, но и происходит повышение деловой активности в иных отраслях экономики, к примеру, на фондовом рынке.
Помимо смены фаз общей деловой активности, некоторая циклическая динамика часто наблюдается и на нижних уровнях. Есть жизненные циклы отдельных отраслей, сегментов, предприятий, а также выпускаемого товара. Отдельный товар проходит через несколько этапов. Сначала рождается идея. Потом она проходит через стадии исследований и создания, а также нахождения потенциальных рынков. Следующая фаза - производство. Конечная стадия наступает в момент, когда данный товар вытесняется новым, усовершенствованным. Этот процесс свойственен рынкам государств с развитой конкуренцией. Такой же поэтапный жизненный процесс может проходить отдельный сегмент или отрасль промышленности. Конкурирующие продукты могут пребывать на разных стадиях ЖЦТ.
Также есть операционный цикл жизни конкретной фирмы. Как и цикл товара, он начинается с маркетинга, разработки и первоначального развития. Потом наступает стадия консолидации, когда ведется поиск потенциальных рынков и совершенствуется линейка продукции. Позднее фирма может перейти на этап расширения с диверсификацией в различные (но, как правило, взаимосвязанные) области. Последняя фаза, называемая американцами этапом «снижения масштабов деятельности», вступает в права тогда, когда фирма вынуждена сокращать размеры и темпы деловой активности или даже полностью закрыться. Это происходит по той причине, что фирма отстала от конкурентов в процессе улучшения технологической базы, а также из-за того, что она недостаточно хорошо управляла своими денежными потоками, или просто из-за общего спада в экономике.
При оценке перспектив вложений в акции (в некоторой степени это актуально и для покупки корпоративных облигаций) нужно учитывать, на какой стадии упомянутых циклов пребывает корпорация. Очевидно, что при инвестировании средств в акции компании, уже пережившей пик активности и входящей в «увядающую» отрасль, трудно ожидать существенного подъема котировок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий