Неудавшиеся пророки
Не секрет, что успех проектов, ориентированных на долгосрочную перспективу, во многом зависит от того, насколько точно мы сможем прогнозировать развитие экономики страны или региона, где они осуществляются. Точность такого прогнозирования особенно важна для транснациональных корпораций, в сферу влияния которых попадают огромные территории.
Однако многие прогнозы грешат субъективизмом, и время, как правило, показывает их ошибочность. Вот некоторые примеры таких предсказаний:
– «Прошло столько лет после сотворения мира, и маловероятно, что кто-нибудь сможет открыть новые земли, представляющие какую-нибудь ценность» (испанский король Фердинанд перед путешествием Х. Колумба, 1486 г.);
– «Лошади останутся, а автомобиль – это игрушка, блажь» (банкир, не советовавший Г. Форду инвестировать средства в развитие автомобилестроения в 1903 г.);
– «Ни у меня, ни у моих детей нет никаких политических амбиций» (Джозеф Кеннеди, 1936 г.);
– «Я думаю, что спрос на компьютеры во всём мире не превысит пяти штук» (президент компании IBM Томас Вотсон, 1943 г.);
– «При моей жизни ни одна женщина не станет премьер-министром» (Маргарет Тэтчер, 1969 г.).
При прогнозировании развития цивилизаций целесообразно учитывать особенности поведения народов, их ценности и жизненную философию, которая настолько глубоко сидит в людях, что никакие экономические и политические новшества не смогут существенным образом изменить ее даже за сотни лет.
Такой подход Ричард Льюис называет «культурным детерминизмом» [1]. В его основе лежит анализ истории развития различных цивилизаций и прежде всего моральных ценностей человека и их проявлений в коммуникативной деятельности.
ХХI век интересен тем, что вобрал в себя все ценности, сформированные за многие тысячелетия существования человечества. Приняв эстафету научно-технического прогресса у ХХ века, новое столетие с его информационными технологиями и средствами коммуникации пересекает финишную ленточку, на которой написано «глобализация».
А дальше что? Как жить в «этой глобальной деревне» народам с разным мировоззрением, разными ценностями, моральными принципами, с разным темпом жизни, наконец?
Культуры мужские и женские
У каждого народа есть свои слабые и сильные стороны (черты характера, манеры поведения и общения), которые могут быть более или менее востребованы в тот или иной период человеческого развития. ХХ век с его индустриализацией, финансовыми альянсами и техническим прогрессом требовал смелости, решительности, быстроты принятия решений и их исполнения.
Те нации, которые в большей степени обладали этими качествами, вырвались вперёд. Это прежде всего США и Западная Европа. Но с середины 70-х годов прошлого столетия им стала создавать серьёзную конкуренцию Япония, за которой потянулись Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань, так называемые «азиатские тигры». Они стали заменять американскую модель ведения бизнеса на японскую с её восточным подходом. Этим же путём следуют Китай и Вьетнам.
Что же произошло? Наверняка существуют и экономические объяснения этому явлению, но не будем забывать, что экономику делают люди, и попытаемся посмотреть на это с точки зрения человеческих ценностей, с кросс-культурной позиции. В работах по межкультурным коммуникациям употребляются термины: «мужские ценности» и «женские ценности». Р. Льюис объясняет их так: «В основе мужских ценностей лежат власть и материальное благополучие, а в основе женских – нематериальные блага». В таблице 1 указаны различия между ними.
Культуры, в которых преобладают признаки, указанные в левой колонке, принято считать мужскими, а признаки в правой колонке характерны для женских культур.
Конец прошлого века с его громкими научными открытиями, погоней за материальными благами, эксплуатацией природных ресурсов привёл к социальному кризису. Это кризис мужских ценностей, характерных для западных стран и США. Он выражается в быстроразвивающемся чувстве одиночества, отчуждённости от семьи и общества. Следствием его стали распады семей, рост преступности, загрязнение окружающей среды, негативное отношение к политическим деятелям и крупным бизнесменам, недоверие к правительству.
Ричард Тарнас в своей книге «The Passion of the Western Mind» пишет, что сейчас для Запада пришло время перехода от мужских ценностей, которые долгое время были доминирующими, к женским, находившимся в тени в течение многих лет. Если мы сравним так называемые женские ценности западной цивилизации с особенностями восточных культур, то найдём у них много общего:
– сильный лидер, защищающий слабых;
– хорошо развитая интуиция;
– важная роль семьи;
– сетевой характер общественных связей;
– чувство пропорции и гармонии;
– превосходство моральных факторов над материальными.
Наличие общих черт даёт повод предположить, что активизация женских ценностей на Западе неизбежно приведёт к его сближению с Востоком и, как следствие, к признанию и применению многих моделей поведения, характерных для восточных культур, в том числе и экономических. Кроме того, 3 миллиарда людей, проживающих по правую сторону от Суэцкого канала, – это колоссальный рынок сбыта и людских ресурсов. И если Запад хочет работать на этом рынке, ему придётся учиться общаться с восточными людьми. Для этого нужно знать особенности их менталитета и их ценности.
«Азиатские ценности – мировые ценности»
В1996 г. премьер-министр Малайзии заявил: «Европейские ценности – это европейские ценности, а азиатские ценности – это мировые ценности». Что же он имел в виду? То, что восточные культуры древнее западных, или то, что восточный подход к решению многих проблем мудрее и гармоничнее? Наверное, и то и другое.
Как бы мы ни относились к восточному образу жизни, но если мы хотим найти общий язык с Востоком, то его ценности нужно хотя бы знать. В таблицах 2, 3 и 4 указаны западные и восточные ценности и вытекающие из их различий коммуникационные стили и организационные принципы. Особенности в стилях коммуникации могут приводить к недопониманию в общении представителей восточных и западных культур. Принципы организации профессиональной деятельности на Западе и на Востоке также во многом отличаются.
Процесс сближения Запада с Востоком, несомненно, пойдёт на пользу Европе, так же, как в своё время «американизация» восточных стран дала им толчок к экономическому развитию. Восточные государства, прежде всего Япония и Южная Корея, давно обратили внимание на необходимость учитывать национальные особенности западных клиентов и партнёров по бизнесу. Успешная политика компании «Сони» в области маркетинговой стратегии в Европе и США и удачное совмещение западных технологий с авторитарной корпоративной структурой фирмы «Самсунг» свидетельствуют о практической пользе внимательного отношения к другим культурам.
Западные компании, успешно оперирующие в Европе и США, много раз «обжигались», пытаясь автоматически перенести свои принципы организации бизнеса на восточные рынки. Многие из них осознали свою ошибку, и сейчас в крупнейших транснациональных компаниях уделяется большое внимание кросс-культурной подготовке персонала.
Место России
А что Россия? Особенности ее исторического развития и географического положения дают возможность сыграть уникальную роль интеллектуального моста между Востоком и Западом. Ценности России – духовность, толерантность, гостеприимство, образованность населения, любовь к искусству – позволяют ей выполнить эту миссию. Может помешать лишь нехватка опыта межкультурной коммуникации. Одна ошибка пренебрежительного отношения к национальным особенностям менталитета уже обошлась нашей стране очень дорого. Я имею в виду попытку переноса западных экономических моделей в Россию в начале перестройки. Об этом очень ярко и живо говорит в своей лекции «Российские «Законы Паркинсона» Ю. М. Лужков: «Вместо того чтобы признать простую истину, – что неудачи реформ есть закономерный результат небрежного отношения к российским реалиям, – стали винить страну и её народ» [2].
Конечно, понять Россию и душу её народа непросто. Это отмечали и русские, и иностранцы. «Умом Россию не понять», – писал Ф. И. Тютчев. «Это загадка, облечённая в тайну, в которой скрывается необъяснимое», – вторит ему У. Черчилль. Поэтому тем, кто пытается подойти к России рационально, с позиций здравого смысла, нас не понять.
Но нам, с нашими ценностями, сам Бог велел понять и себя, и других. Нужно только не откладывать обучение в долгий ящик, как это любят делать русские с их весьма вольным отношением ко времени. Если же оставаться невежественными, то может случиться так, что нам придется «мыть сапоги в Индийском океане», по образному выражению известного политика, только не свои, а чужие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий