В 2011 г на инвестиционном саммите CaseyResearch выступали докладчики из Зимбабве, Аргентины и Югославии — стран, которым довелось пережить гиперинфляцию. И хотя подобные истории звучат как экзотические сказки с совершенно чуждыми нам проблемами, их ужасы могут послужить хорошим уроком.
Гиперинфляция как пожар. Сейчас все устанавливают пожарную сигнализацию, страхуют жилье, однако большинство так и не становится жертвой неожиданного пожара. Но если огонь все-таки появляется, то последствия могут быть катастрофическими. Поэтому предусмотрительные люди просто продумывают экстремальные ситуации заранее.
Если валюта теряет свою ценность, есть ли что-то, чем можно будет торговать, обменивая товары на еду? А если и есть, можно ли будет их запасти и хранить долгое время?
В то время, когда автор статьи Деннис Миллер (DennisMiller) писал книгу «Пенсионная перезагрузка» (RetirementReboot), правительство США запустило Программу по спасению проблемных активов (TroubledAssetReliefProgram, TARP), а годовой дефицит в стране превысил 1 трлн долларов. Поэтому вопрос инфляции и сохранности инвестиций стал на первый план. Одним из вариантов оказалась покупка старых серебряных монет, именуемых в народе «junksilver», которые находились в обращении вплоть до 1965 г и на 90% состояли из серебра.
Но почему стоит приобретать именно серебряные монеты, если стоимость унции золота была бы намного больше? Ответ заключается в том, что серебро дешевле и доступно в более мелких номиналах. В случае необходимости такие монеты легче обменивать и безопасно носить при себе.
Цены удваиваются каждые 1,4 дня
Обозреватель из Югославии рассказал, как после роста инфляции цены в стране подскочили до невероятных высот. В какой-то момент они удваивались в среднем каждые 1,4 дня. Ниже приводятся некоторые факты из жизни страны в период гиперинфляции 1992-1994 гг:
313 млн — максимальная месячная инфляция, январь 1994 г;
3,6*10 22 — рост уровня цен за 24 месяца;
1/6 — реальный доход от налогов в 1993 г по сравнению с 1991 г;
3% — месячный сбор налоговых поступлений в годовом исчислении как % ВВП, худшее значение в 1994 г;
1% — процент правительственных расходов, которые покрываются налоговыми поступлениями, самый низкий уровень;
1,4 — количество дней, в течение которых в период гиперинфляционного пика цены удваивались (64% в день в январе 1994 г).
Быструю гиперинфляцию сложно даже осмыслить. Докладчик из Югославии показал банкноту в 500 миллиардов динаров, которая имела такую же покупательную способность, как банкнота в 500 динаров 20 месяцами ранее. На фоне этого уже не столь невероятной кажется мысль о том, чтобы использовать бумажные деньги для розжига, отапливая дом и готовя еду, если удастся ее добыть.
Для наглядности рассмотрим некоторые цифры, которые основаны на удваивании цен каждые 1,4 дня. Если бы у вас был CD-диск стоимостью 100 тысяч долларов, то приблизительно через 29 дней за него дали бы уже меньше 1 доллара. А теперь оцените стоимость вашего имущества, затем уменьшите ее в 100 тысяч раз — и вот та цифра, которую вы получите к концу месяца. Больше похоже на апокалипсис.
При таких условиях гиперинфляция превращает валюту в «горячую картошку». Никто не хочет держать ее в руках и стремится поскорее от нее избавиться, поскольку валюта теряет свою ценность с невероятной скоростью.
Однако даже если темпы роста инфляции в США никогда не достигнут таких размеров, то инвесторам все же стоит спланировать и это. Как наряду с остальными отметил югославский докладчик, гиперинфляция полностью уничтожила привилегированные слои населения и держателей сбережений. Вряд ли кто-то захочет, чтобы такая же участь постигла и их.
Между тем серебряные монеты для обмена — это лишь базисная защита. Настоящему инвестору же требуется больше гарантий.
Похищение золота
Во времена Великой депрессии правительство Франклина Рузвельта указом конфисковало золото у населения. Владение золотом приравнивалось к преступлению, за исключением небольших драгоценностей в виде обручальных колец и золотых монет достоинством менее 100 долл. В качестве «компенсации» граждане получали 20,67 долл за унцию (в долларах 1933 г). Как только федеральное правительство запаслось золотом американских граждан, его цена при покупке у Казначейства США возросла до 35 долл за унцию. Практически за одну ночь только что «выплаченные» американцам доллары подешевели на 41%.
И хотя здесь инфляция не дотянула до миллиардной степени, ее размах, несомненно, оказался пугающим. Правительство США уже однажды пошло на такой шаг. Поэтому было бы безрассудно полагать, что подобное не может повториться снова.
На горизонте появились очередные грозовые тучи, когда один из голландских банков объявил дефолт по своим золотым договорам. Клиенты полагали, что золотые слитки хранятся в банке, однако учреждение заявило о невозможности их выдачи ввиду физического отсутствия драгметалла. Взамен клиентам предлагалось получить эквивалентную стоимость сбережений в бумажной валюте.
История повторяется, или схожа только рифма?
Чрезмерное печатание денег приводит к инфляции. В сложные экономические времена обремененные долгами правительства либо терпели крах, либо сильно обесценивали национальную валюту, чтобы удержаться на плаву. Складывается ли ситуация в США по аналогии с последним вариантом?
Инфляция растет, а правительство ежемесячно печатает 85 млрд долларов. Что еще хуже, официальная статистика искажает реальные факты. Это по меньшей мере должно вызывать беспокойство, а в худшем случае, всерьез озаботить инвесторов грядущими временами.
Стоит ли уже принимать меры предосторожности и готовиться к худшему? Неуязвимы ли США перед действием законов экономики? Вряд ли. Величина федерального долга недопустима, и точка возврата уже давно пройдена. На этой стадии большее беспокойство вызывает сила последствий и сроки восстановления. Высокие темпы роста инфляции вредят всем, поэтому каждому хочется максимально защититься от них.
Под ударом находятся не только американцы. Как уже упоминалось ранее, крупнейший голландский банк объявил о невозможности физической выдачи золота своим клиентам. Это лишь горькое напоминание того, что важно, куда мы вкладываем свое богатство.
На горизонте сгущаются тучи, поэтому, как говорят метеорологи, созрели условия для важных перемен. Поэтому пора готовить запасы и укрытие! Даже если шторм пройдет мимо, гораздо лучше подготовиться к нему загодя и защитить свои сбережения. Если же ничего не делать, то они могут обесцениться в течение нескольких дней.
Последнее убежище
За всю историю человечества обесценилось бесчисленное количество валют, однако золото и серебро сохранили свою ценность. Китай и Россия запасаются драгоценными металлами не без весомых на то причин. Германия и Венесуэла возвращают золото на родину после того, как хранили большую его часть за рубежом, особенно в США. Конечно, действия не получают широкой огласки, однако создается впечатление, что все готовятся к шторму.
Один из настойчивых американских конгрессменов продолжает призывать к ревизии Форт-Нокса. Проверка не проводилась на протяжении десятилетий, и никто (как минимум никто из тех, кто об этом говорит) не знает, сколько золота сейчас находится в хранилищах США. Как известно, сообщество под названием «я не верю ни одному правительству» состоит не из одного человека.
В 1971 г президент США Ричард Никсон отменил золотой стандарт. Насколько с тех пор цены на золото преуспели за инфляцией? Сегодня стоимость золота, за которое в 1971 г давали 1 доллар, составила бы 42,46 доллара. Похоже, драгметалл служит отличным «безопасным» активом, даже с учетом текущих колебаний цен.
Следующий уровень защиты
Правительство, которое находится в состоянии безысходности и пытается защитить себя, может зайти очень далеко и постарается конфисковать столько средств, сколько только возможно. В ответ инвестор должен защищать свои сбережения с таким же рвением, то есть быть держателем тех активов, которые не так уж легко конфисковать.
Конечно, найдется немало негативистов, которые назовут подобный подход пророчеством конца света. Однако рассудительному инвестору все же стоит иметь в качестве основы физические активы. Исторически цены на недвижимость шли в ногу с инфляцией, а история, как известно, повторяется.
Всем нам нужен свой собственный Форт-Нокс, до которого не может добраться правительство. С практической точки зрения, правительству будет все сложнее провести конфискацию. К тому же не столь уж плоха мысль о смене места жительства. Когда в стране назревают тяжелые времена, вполне удобно иметь аварийный выход на заднем дворе.
Независимо от того, вкладывает инвестор деньги в драгоценные металлы или недвижимость, делает ли он это в США или по всему миру, данные виды активов являются инфляционными хеджами и обязательными резервами. Если пожарные извещатели могут защитить нас от пожара, то подобный вид инвестиций оберегает от экономической катастрофы. Конечно, лучше, чтобы ни одна из мер предосторожности не пригодилась.
Помимо покупки золота можно подумать о том, чтобы расширить набор активов за пределами страны. Это вовсе не означает, что придется переезжать. Однако не стоит держать активы, будь то золото, акции, наличность или что бы то ни было, в рамках одной страны. Печальные примеры Кипра и Аргентины объясняет, почему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий