В финансовом рынке можно выделить четыре основных сектора акций, облигаций, товаров и валюты. Начинающие трейдеры специализируются, как правило, на каком-то одном рынке. И это вполне понятно новичок не работает со всеми инструментами, а пробует постичь секреты биржевой торговли на какой-то одной паре валют либо на акциях, либо, к примеру, на фьючерсах на соевые бобы.
В одном формате
Трейдер старается изучить рынок всеми доступными способами. В этом ему помогает технический и фундаментальный анализ. И по мере приобретения опыта, когда он уже по памяти может начертить любой график, этот рынок становится трейдеру все более понятным, «родным». В этом, конечно, есть свои преимущества, но именно такой опыт будет ему мешать в дальнейшем исследовать другие рынки. Новый рынок покажется трейдеру слишком непонятным по сравнению с «родным».
С одной стороны, исследование других рынков отнимает силы и время, которые так нужны для достижения успеха в торговле. Но с другой – в какой-то момент трейдер начинает понимать, что на «его» рынок оказывают влияние другие рынки, и что все они взаимосвязаны.
Чтобы понять «неродные» рынки, нужно призвать на помощь технический анализ. Ведь фундаментальная структура рынков сильно отличается, а теханализ позволяет сравнивать данные различных секторов, так сказать, в одном формате. На этом построена книга Дж. Мэрфи «Межрыночный технический анализ» [1]. Используя изложенные в ней принципы, попробуем определить текущую стадию экономического цикла, а также оценить текущее состояние и ожидаемую динамику четырех секторов финансового рынка.
Рассуждая об экономическом цикле, мы будем исследовать американскую экономику, что обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, дисбаланс, который заключается в том, что основная часть потребления сосредоточена в США, и поэтому экономические трудности в Америке имеют огромное влияние на всю мировую экономику. Во-вторых, американский доллар по-прежнему является мировой денежной единицей, евро еще не стал лидером и, скорее всего, это случится не завтра.
Инфляция и учетные ставки
Главным показателем состояния экономики можно назвать два тесно связанных между собой параметра – инфляцию и учетные (процентные) ставки. Все секторы финансового рынка (товары, облигации, акции, валюта) «закручены» вокруг этих параметров. Инфляция выступает ключевым звеном между товарным рынком и рынком облигаций. То есть рост цен на товары является признаком наличия инфляции. Периоды инфляции также сопровождаются повышением процентных ставок, а периоды отсутствия инфляции характеризуются их снижением. Основная особенность зависимости между товарными ценами и облигациями заключается в том, что товарные рынки движутся в одном направлении с доходностью облигаций и соответственно в противоположном с ценами на облигации [1]. Далее в тексте будем использовать один показатель – цена облигации, а под термином «облигация» будем понимать ее цену. При экономическом подъеме требуется все больше сырья и денег. Это вызывает рост стоимости товаров и повышает цену самих денег (рост доходности облигаций и падение их цен). С ростом цен на товары усиливаются инфляционные ожидания, что вынуждает органы, осуществляющие денежно-кредитную политику, повышать процентные ставки для обуздания инфляции.
Стараясь идти в ногу
На рисунке 3 представлена динамика изменения учетной ставки ФРС США на фоне динамики коэффициента CRBоблигации. На графике видно, как в последнее время ФРС старается идти в ногу с экономическим циклом, увеличивая процентные ставки на фоне роста коэффициента CRBоблигации (период с 1998 г. по середину 1999 г.) и понижая их на фоне падающего коэффициента CRBоблигации (на протяжении 2000 года). Однако, начиная с 2001 года, рост коэффициента CRBоблигации не привел пока к росту учетной ставки. Наоборот, в конце 2002 г. после длительной паузы произошло еще одно снижение учетной ставки.
На графиках фьючерсных цен на облигации и индекса товарных цен CRB (рис. 2) прослеживается обратная зависимость – пики цен облигаций соответствуют впадинам индекса CRB и наоборот. Так, с апреля 1996 г. по декабрь 1998 г. (отрезок AB на рис. 2) и с мая 2000 г. по октябрь 2001 г. (отрезок CD) коэффициент CRBоблигации снижался, свидетельствуя об уменьшении инфляционного давления и постепенном снижении экономической активности. Период с декабря 1998 г. по май 2000 года (отрезок BC) характеризовался ростом инфляционного давления (рост товарных цен и падение облигаций), что указывало на перегрев экономики.
Причем в точках A и D пики и впадины на рынках образовались практически одновременно, тогда как в точках C и B рынок облигаций опережал рынок товаров, хотя в классическом случае развороты цен товаров должны опережать развороты цен облигаций [1]. В настоящее время мы наблюдаем рост товарных цен (начался с конца 2001 г.) с одновременным затянувшимся ростом цен облигаций. Почему затянувшимся Потому что в точке D (октябрь 2001 г.) произошел одновременный разворот как на рынке облигаций (цены ушли вниз), так и на товарном рынке (цены пошли вверх), что соответствовало нормальному ходу событий.
Падающая динамика цен облигаций с одновременным ростом цен сырьевых товаров продолжалась до точки E (март 2002 г.). Начиная же с этой точки, рынки ведут себя «неклассически» – одновременно растут и товары, и облигации. Однако, несмотря на повышающийся коэффициент CRBоблигации, ФРС в конце 2002 г. идет на понижение учетной ставки (рис. 3). Это отклонение от нормального цикла развития можно объяснить несколькими негативными нерыночными факторами, которые испытала экономика США. Во-первых, волна финансовых разоблачений в сфере корпоративного бизнеса, прокатившаяся в середине 2002 г. Это отразилось как на деловой активности в Штатах вообще, так и на падении фондового рынка в частности, что привело к перемещению капитала c рынка акций на рынок облигаций и, следовательно, к росту последнего. Во-вторых, это геополитическая нестабильность, которая на протяжении второй половины прошлого года также оказывала негативное влияние на деловую активность в США и одновременно привела к ускоренному росту индекса CRB (рост геополитической напряженности вызвал рост цен на нефть и золото).
Первый сценарий
После лопнувшего в 2000 г. «пузыря» на фондовом рынке и наступившей вслед за этим рецессии экономика США в конце 2001 года начала подниматься. Дальнейшее восстановление могло сопровождаться повышением учетной ставки, однако указанные выше нерыночные негативные факторы не позволили экономике США перейти в устойчивый рост. Более того, она оказалась на грани повторной рецессии.
Чтобы стимулировать экономическую активность, Федеральная резервная система США была вынуждена пойти на уменьшение учетной ставки. Будет это последним уменьшением или нет, покажет время. Но следующий период развития американской экономики может сопровождаться возвратом взаимосвязи товары-облигации к классическому сценарию динамики этих рынков.
Оценивая текущую ситуацию на рынках облигаций и товаров с точки зрения межрыночного анализа, можно предположить два сценария динамики этих рынков. Первый предполагает, что текущая стадия роста инфляционного давления продолжится, т.е. связь между товарами и облигациями будет выражаться в росте товаров и падении облигаций. В данном случае события на этих рынках будут складываться следующим образом. После «размывания» военной премии (в первую очередь, на рынках нефти и золота), что после падения индекса CRB с уровня 250 пунктов до 230 уже практически завершено, товарные цены продолжат свой рост. Основанием для роста индекса CRB может стать уровень поддержки в районе 230 (рис. 2). Рост товарных цен должен сопровождаться падением цен облигаций, поэтому ожидаемым при таком сценарии является разворот на рынке облигаций. По крайней мере, можно сказать, что дальнейший рост облигаций будет затруднен (любая волна роста может стать последней в этом тренде).
Второй сценарий
Второй сценарий предполагает окончание усиления инфляционного давления (т.е. окончание роста коэффициента CRBоблигации), вызванное падением цен на товары и дальнейшим ростом цен облигаций (или, по крайней мере, сохранением высоких цен на облигации). Первым признаком развития такого сценария является прорыв вниз линии восходящего тренда на графике коэффициента CRBоблигации (рис. 2).
Если развитие событий на рынках облигаций и товаров пойдет по этому сценарию, то вершине на графике индекса CRB, образованной в начале 2003 г., будет соответствовать основание на рынке облигаций, образованное в марте 2002 г. (точка Е на рис. 2). Временной лаг между разворотами облигаций и товаров составит 11 месяцев. Такой продолжительный период опережения рынком облигаций рынка товаров хотя и является исключительным, уже наблюдался в точке С, когда продолжительность опережения составила 10 месяцев.
Сравнивая два возможных сценария развития, можно сказать, что в первом случае действие указанных выше нерыночных факторов на динамику облигаций и товаров выразится в «неклассическом» затянувшемся росте цен облигаций на фоне роста цен товаров. А во втором случае – в довольно большом периоде опережения между разворотами рынков облигаций и товаров, т.е. в опережающем раннем росте облигаций. Принципиальное отличие этих сценариев приводит к принципиально различным прогнозам дальнейшей динамики рынков. Но общим для обоих вариантов является то, что текущий одновременный рост облигаций и товаров должен прекратиться, а для определения пути, по которому пойдут эти рынки, необходимы дополнительные подтверждения. Поэтому далее нужно отслеживать динамику облигаций и товаров и выявлять фигуры технического анализа, которые укажут либо на продолжение тенденций, либо на разворот. Формирование таких фигур и дальнейшее направление динамики коэффициента CRBоблигации станут теми дополнительными сигналами, которые помогут определить как сценарий развития событий на рынках облигаций и товаров, так и развитие экономики США в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий