Паевые фонды уже давно являются частью инвестиционного мира. В США первый взаимный фонд был создан в 1924 году и назывался Massachusets Investory Trast. Однако в то время взаимные фонды очень тяжело приобретали доверие инвесторов. На этот период приходился один из тяжелейших кризисов мировой экономики, а пропаганда новой инвестиционной концепции, естественно воспринималась населением настороженно. Кроме того, отсутствие разработанного законодательства весьма усложняло вопросы налогообложения – одно из ведущих достоинств взаимных фондов. И хотя теоретически ситуация выглядит сейчас достаточно очевидной, английская система прецедентов требовала наработки практики. В основном паевые фонды предлагали инвестиции в акции; ПИФы, работающие на рынке облигаций, были немногочисленны. Однако все они до определенного времени были придатком Wall Street – до 80-х на мировые рынки капитала, куда большее влияние оказывали богатые частные инвесторы и пенсионные фонды.
Вплоть до 50-х годов индустрия взаимных фондов росла очень слабо. Не помогло даже принятие в США закона об инвестициях в 1940 г. и закона о трасте в 1939 г. Однако в середине 50-х начался бурный рост взаимных фондов. Если в 1951 г. они управляли
$ 57 млн. находившихся на 22 тыс. счетов, то в 1960 г. на 179 тыс. счетов находилось уже 0 млн., а к 1963 году эти цифры увеличились соответственно до млрд. и 324 тыс. счетов.
Однако большинство инвесторов обратили внимание на паевые фонды только в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века, когда проценты, которые банки предлагали своим вкладчикам, оказались настолько низки, что не покрывали даже текущих темпов инфляции. Впрочем, те, чьи вклады превышали $ 10000, могли забрать свои деньги из банков и вложить их в государственные облигации, которые тогда были более доходны. У мелких вкладчиков такой возможности не было. Альтернатива возникла вместе с появлением паевых инвестиционных фондов, ориентированных на вложения в иностранные валюты и иностранные же валютные активы.
Валютные фонды произвели настоящий фурор в Америке. Они собирали деньги инвесторов с целью покупки консервативных иностранных инструментов, которые частный инвестор не мог приобрести сам. Ставки по этим инструментам приносили до 20% годовых, и валютные фонды предоставляли возможность получить этот доход практически всем инвесторам. До появления же таких фондов единственным вариантом для мелкого инвестора был депозит в банке с 5% годовых.
Валютные фонды вдохнули новую жизнь в индустрию ПИФов, которые годами испытывали трудности из-за того, что многие инвесторы предпочитали вкладывать деньги в акции напрямую - рынок капитала был достаточно прост, и нужды в профессиональных управляющих у потенциальных инвесторов не возникало. К 1982 году валютные фонды набрали 0 млрд. активов. Когда конъюнктура изменилась, и котировки акции начали расти, многие пайщики переориентировались на новые инструменты, в частности на акции.
В течение 80-х годов фонды акций зарабатывали в среднем 14,9% годовых. И хотя по сравнению с темпами роста индекса Standard & Poor’s 500 (17,5% годовых) эти показатели не очень впечатляют, рост индустрии ПИФов удивил многих игроков рынка. Уже в 1990 году консультанты, нанятые для проведения исследования спроса на паевые фонды, пришли к заключению, что общие активы фондов в США к 1995-96 гг. увеличатся до трлн., а к 2000 г. до трлн. Однако уже в 1997г. суммарные активы американских фондов приблизились к 4,5 трлн., общее число фондов превысило 70 тыс., пайщиков – 150 млн. человек.
При этом фонды активно поддерживало американское правительство. Взаимные фонды стали главным звеном американской пенсионной системы “План 401”. Согласно этому плану, компания ежемесячно отчисляет часть (до налогообложения) зарплаты своих сотрудников в несколько инвестиционных инструментов, среди которых есть и паевые фонды. Таким образом, значительная доля инвестиций поступала в инвестиционные фонды через пенсионные схемы.
В результате сегодня в США ПИФы буквально накачаны деньгами, и именно они преобладают на американском рынке капитала. Именно они – наиболее активные инвесторы, за каждым шагом которых следят участники рынка. Взаимные фонды играют существенную роль и на рынках гособлигаций. Американские федеральные и муниципальные власти часто обращаются к фондам для продажи своих облигаций и получения финансирования долгосрочных проектов. Через инвестиции в госбумаги ПИФы финансируют американское правительство. Инвестиционные фонды обеспечивают приток нового капитала на рынок ипотечного жилья. Наконец, паевые фонды, инвестирующие в корпоративные обязательства, помогают снизить стоимость заимствований для корпораций.
Регулирование взаимных фондов.
В западных странах деятельность взаимных фондов подвергается наиболее жесткому и строгому контролю. Как правило, этим занимается отдельный орган, в ведении которого находится контроль за обращением ценных бумаг.
В США взаимные фонды контролируются Комиссией по биржам и ценным бумагам – Securities and Exchange Commission (SEC) на основании закона 1933 года о ценных бумагах. Этот орган, который хорошо известен во всем мире своим драконовским отношением к любым нарушениям в области работы бирж и обращения ценных бумаг. SEC может даже закрыть компанию, если обнаружит, что она нарушила некоторые правила эмиссии акций или торговли на бирже. Взаимные фонды контролируются комиссией как инвестиционные институты, обязанные постоянно информировать своих вкладчиков, тщательно вести учет, точно учитывать стоимость активов, проводить тщательный анализ эмитента до приобретения ценных бумаг и многое другое. Последние годы Комиссия имеет со взаимными фондами проблемы, характерные для любой контролирующей бюрократической структуры – ей не хватает кадров. На 1993 год в комиссии было 126 федеральных экспертов, которые должны были контролировать 3800 портфелей ценных бумаг взаимных фондов. Иначе говоря, более 30 фондов на каждого эксперта. В связи с этим в Комиссии было принято решение, что она сосредоточит контроль на 100 крупнейших фондах, тем самым, держа в поле зрения примерно 90% активов всех фондов. Остальные фонды проверяются периодически.
Как это ни покажется странным, но от жесткого контроля выигрывают в первую очередь сами же фонды. Более того, их руководители это прекрасно осознают и всячески поддерживают на политическом уровне сложившиеся ограничения и государственно-общественный контроль. Причина этому в том, что работа взаимного фонда даже при максимальной открытости чрезвычайно зависима от степени доверия инвесторов к фонду. Поэтому жесткие меры контроля являются наименьшим злом по сравнению с возможностью проникновения в этот бизнес жулика, который подорвал бы доверие ко всем взаимным фондам на несколько лет. Достаточно привести пример, когда в 70-х разразился скандал в связи с махинациями правления одной из крупнейших УК взаимными фондами в Северной Америке - Investor Overseas Services, который на несколько лет приостановил этот бизнес во всем мире. С тех пор благодаря жестким мерам регулирования взаимные фонды благополучно миновали годы, в которые весьма основательно лихорадило многие другие финансовые организации.
Аналогичные законы, органы и меры контроля существуют и в других развитых странах запада. Например, в Великобритании деятельность незарегистрированных соответствующим образом фондов запрещена Законом о финансовых услугах (1986). Тем не менее существует ряд стран, где такой контроль значительно слабее, к ним в частности можно отнести ряд оффшорных зон, в которых возможна регистрация подобных фондов (Нормандские острова, остров Мэн, Ирландия и ряд других). Рекомендуется также с осторожностью подходить к работе с фондами, зарегистрированными в странах Латинской Америки и Африки. Положение в России с регулированием деятельности подобных фондов будет подробно рассмотрено ниже.
Итак, как видим, историю взаимных фондов можно с уверенностью назвать историей впечатляющего финансового успеха новой инвестиционной концепции. А история последних 20 лет, несомненно, является триумфом данной инвестиционной концепции.
История развития инвестиционных фондов на российском рынке.
Любой финансовый институт может появиться лишь в свое время, когда сформирован или хотя бы начинает формироваться круг потенциальных клиентов, а их взгляды соответствуют предлагаемым концепциям. Предоставление инвестиционных услуг гражданам развивалось в нашей стране уже достаточное время, чтобы создать таких клиентов. Одними из первых на этом рынке появились банки и чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Однако концепция чековых фондов еще была недостаточно знакома населению, поэтому ЧИФы использовались в основном для вложения приватизационных чеков, которые были выданы населению в рамках приватизационной кампании. Банки же почти с самого начала предлагали легко доступную пониманию населения модель депозита под проценты. Поэтому, когда банки начали предлагать свои услуги частным лицам, они приобрели немалый спрос во всех своих формах – рублевых и валютных депозитов, сберегательных сертификатов, векселей.
ЧИФам в смысле привлечения свободных денежных средств населения было сложнее, потому что им приходилось доводить до общественного сознания сразу две еще незнакомые концепции: акций и профессиональных посредников. Благодаря государственной поддержке и плану приватизации ЧИФы получили возможность их активной пропаганды. Первой распространялась концепция акций, т.е. вложений, дающих не фиксированный доход, а соответствующий прибыльности предприятия. С ее распространением стал разворачиваться начальный этап индивидуального инвестирования в акции. Он был характерен приобретением акций на чековых аукционах и началом выпуска акций некоторыми компаниями, особенно банками. Постепенно удалось разъяснить и внедрить в общественное сознание и идею фонда, основанного на привлечении средств многих мелких инвесторов и профессиональном управлении этими средствами как единой суммой. На эту подготовленную ЧИФами почву устремились различного рода финансовые компании типа АО ”МММ”, “Русский Дом Селенга” и др. Важной особенностью этого этапа было то, что, во-первых, эти компании не сообщали, куда они вкладывают привлеченные средства, а во-вторых, некоторые из них даже не обещали их возвратности. События лета 1994 года выявили это и в значительной мере подорвали доверие населения к подобным компаниям.
У чековых фондов существовала еще одна проблема, которая во многом, определила их судьбу – они не дали сколько-нибудь заметного дохода акционерам во многом из-за двойного налогообложения, т.е. двухступенчатого "очищения" прибыли - сначала общей прибыли ЧИФа, а затем чистой прибыли, предназначенной для выплаты дивидендов.
На неудачах ЧИФов сказалась и неразвитость в России вторичного рынка акций ЧИФов (фондов закрытого типа). Поэтому неудивительно, что их акции по ликвидности и доходности оказались неконкурентоспособными в сравнении с альтернативными вложения денег (например, банками) из-за двойного налогообложения. По окончании чековой приватизации практически все ЧИФы не размещают новые эмиссии своих акций.
Существует проблема и с оценкой активов чековых фондов. Современному уровню развития российского фондового рынка более соответствует методика определения оценочной стоимости вложений на основе признаваемых котировок ценных бумаг. ФКЦБ России предписала ее для использования в паевых инвестиционных фондах, а на ЧИФы она пока не распространяется. Но даже если обязать ЧИФы поступать аналогично, вряд ли удастся оценить реальную рыночную стоимость их активов. Большинство вложений чековых инвестиционных фондов (т.е. принадлежащих им акций АО) не имеет рыночной котировки и оцениваются по балансовой стоимости.
В отличие от других форм коллективного инвестирования, которые рождались в правовом вакууме, паевые инвестиционные фонды стали создаваться только после того, как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала и приняла солидную правовую базу для них - более 30 нормативных актов (разрабатываться нормативные акты стали с августа 1995 г., а первые ПИФы появились лишь в ноябре 1996 г.) и постаралась защитить интересы их пайщиков.
В частности, ФКЦБ России установила государственной контроль за их деятельностью, разделила управление активами фонда и их хранение, организовала многосторонний перекрестный контроль тех организаций, которые отвечают за деятельность ПИФа, предъявила высокие требования к раскрытию информации, необходимой инвесторам для принятия грамотного решения, усовершенствовала систему отчетности, а также устранила двойное налогообложение, которое присутствовало в чековых инвестиционных фондах. Эти особенности деятельности паевых фондов являются предпосылками к повышению доверия инвесторов к этому новому и все еще непривычному для многих россиян финансовому институту.
Паевые инвестиционные фонды пережили кризис 1998г. спокойно – ни один из ПИФов, действовавших на тот момент не прекратил свое существование и не ущемил интересы пайщиков. Этот факт очень красноречиво свидетельствует потенциальным инвесторам о принципиальных отличиях и преимуществах инвестиций в ПИФ перед другими возможными вариантами инвестирования. Тем не менее, говорить, что услуги паевых фондов получили широкое распространение среди инвесторов, пока преждевременно, но в России уже видны положительные тенденции в развитии этого перспективного направления инвестиционных инструментов. В частности за последнее время обновлена законодательная база касающаяся деятельности паевых фондов, приняты ряд новых положений и законов. Только за последний год число управляющих компаний и паевых фондов увеличилось почти в 2 раза. ПИФы становятся в России все более популярны, как способ приумножения и накопления денежных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий