На войне – как на войне. Эту французскую поговорку нередко приходится вспоминать спекулянту фондового рынка.
«Господи! Дай мне силы, чтобы изменить то, что я могу изменить; дай мне кротость, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить; и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго!»
Рейнхольд Нибур
Трейдер приравнен к купцу первой гильдии
Под словом «бизнес» мы будем понимать «любой вид предпринимательства, когда человек вкладывает свою энергию, время и личные деньги для реализации какого-то проекта и получения дохода. Проект может быть любым: от выращивания клубники на садовом участке (для продажи) до создания нового производства или торгового предприятия» [3]. Спекулятивные операции как часть любого бизнеса обладают рядом преимуществ.
Во-первых, это интеллектуальный бизнес, т.е. не требующий физических усилий.
Во-вторых, это престижный бизнес, хотя для подавляющего большинства российского населения спекулянты пока еще, к сожалению, являются «стрелочниками», на которых можно «перевести стрелки» своих неудач. В то время как спекулянт выполняет (иногда неосознанно, но всегда четко) две важные функции:
а) поддержание ликвидности рынка, или, другими словами, возможности для сторонних продавцов или покупателей, то есть как раз для тех, по чьему мнению спекулянт является «пятым колесом в телеге», продать или купить нужный им товар без неразумной потери времени и денег;
б) функцию экономического барометра, беспристрастно отражающего состояние экономики государства. Обида на спекулянтов в данном случае выглядит как обида египетского фараона на гонца, принесшего нежелательную для фараона весть, которая оборачивается для гонца печальными последствиями. Хотя в России, вроде бы, перестали применять подобную крайнюю меру, «сухой остаток» этой практики, по мнению автора, еще долгое время будет подсознательной «головной болью» для российских спекулянтов.
Третье преимущество спекулятивных операций – это возможность получения кредита (при игре внутри дня – бесплатно, а при переносе открытой позиции – с разумной платой за перенос позиции или даже с доплатой).
Так, например, купцы третьей гильдии в царской России могли взять кредит только под материальный залог, купцы второй гильдии - под вексель, и только купцы первой гильдии получали кредит под свое слово.
Таким образом, спекулянт фондового и валютного рынков априори приравнивается к купцам первой гильдии, что налагает на него определенную ответственность. Естественным продолжением достоинств данного бизнеса являются его недостатки, самые главные из которых:
– высокий риск потерь капитала;
– психологический травматизм, обусловленный тем, что трейдеру, по большому счету, не на кого «списать» свои неудачи, кроме как на самого себя.
Объективные и субъективные слагаемые успеха
Бизнес в спекулятивных операциях, как и любой другой, предполагает наличие преимущества перед конкурентами, позволяющего успешно зарабатывать. Условно можно разбить факторы, слагающие формулу успеха, на объективные и субъективные. Их произведение, по мнению автора, и определяет вероятность успеха. К объективным факторам можно отнести следующие (по силе даваемого ими преимущества перед другими участниками рынка):
1) инсайдерская информация – Ки;
2) стратегия и тактика управления капиталом – Кст (о тактике управления капиталом, в частности, см. [4]);
3) опыт трейдера – Ко.
К субъективным факторам, по мнению автора, можно отнести интуицию – Кин и психологический дух трейдера – Кд. С учетом данных факторов формула успеха У на спекулятивном рынке будет выглядеть следующим образом:
У=(Ки+Кст+Ко)*(Кин+Кд) (1).
Что касается психологических факторов успеха, то в данном случае автор занимает крайне правую позицию, считая, что трейдер с высоким психологическим потенциалом, использующий не самую оптимальную стратегию и тактику, а также не самые новейшие разработки технического и компьютерного анализа, сможет иметь более высокий результат торговли перед трейдером, ориентирующимся только на «технику» в любом ее проявлении. Подобный духу трейдера, психологический дух войска прекрасно описан Л. Н. Толстым в романе «Война и мир»:
«Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то в самом обыкновенном – в гениальности полководцев. Но подстановка всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами. А между тем, стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный x.
X есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки» [2].
Не вдаваясь в подробный психологический анализ, в котором автор не является специалистом, можно привести еще одну цитату:
«…Наша жизнь – это экскурсия. Но экскурсия не в обычный исторический музей, где все экспонаты лежат за стеклянными витринами, и на них можно только смотреть и нельзя трогать. Это современный музей, такой, как музеи техники в развитых странах Запада, где каждый посетитель может трогать и поиграть практически с любым экспонатом. Стоящие там приборы демонстрируют различные физические эффекты – эхо, интерференцию, дифракцию, магнетизм, лазерное излучение и т.д. Посетитель может крутить любые ручки и рычаги, нажимать кнопки и приводить в действие любой экспонат. Таким образом, купив входной билет в такой музей, человек имеет право играть с любым экспонатом неограниченное время (в пределах рабочего дня, естественно)» [5].
Таким образом, трейдер, который будет относиться к своей работе как к игре (игре в войну данного трейдера против всех остальных), и будет иметь максимальный успех.
Три этапа спекулятивного бизнеса или стратегии
Как и вся наша жизнь, развитие любого бизнеса, и спекуляций на рынке в частности, предполагает три этапа:
– рождение и развитие;
– становление и зрелость;
– старость и смерть.
На рисунке 1 представлена хорошо известная зависимость доходности D вложенного капитала от величины инвестированных в данный бизнес средств К, где:
Кн – минимальный первоначальный капитал, соответствующий уровню инфляции Di в стране;
Ко, Кк – уровни зрелости бизнеса;
Км – оптимальный размер капитала, приносящий (естественно, при разумном управлении) максимальную доходность;
Dm – предельная доходность максимально большого капитала в данном бизнесе.
Три этапа спекулятивной стратегии можно охарактеризовать следующими величинами.
1. Начальный этап – от Кн до Ко – «раскрутки» бизнеса, когда владелец капитала придает неоправданно большое значение возможностям «идеального» трейдера, который способен увеличить первоначальный капитал в несколько раз, что, конечно, имеет место в истории трейдинга, но не так часто, как хотелось бы владельцам первоначального капитала.
2. Этап зрелости бизнеса – от Ко до Кк, когда бизнес приносит стабильный доход. По большому счету, это самое оптимальное время для получения желаемой прибыли. Кризис 1998 года, с точки зрения автора, можно представить как переход экономики России из точки Кк в Ко, который дал толчок к последующему развитию.
3. Этап сохранения нажитого или имеющегося капитала – от Кк до Dm. На данном этапе самое главное – сохранить капитал, не допустив при этом ситуации типа Николаса Лисона, поставившего на грань банкротства банк «Барингс» [6].
Комментариев нет:
Отправить комментарий