Обратная сторона дешевизны
Опрос клиентов одной брокерской компании, специализирующейся на Интернет-трейдинге [1], выделяет 6 основных причин перехода на торговлю в режиме on-line:
уменьшение затрат, скорость и доступность;
удобство;
простой доступ к надежной информации;
отсутствие доверия к традиционному брокеру;
дискомфорт при прямом контакте с традиционным брокером;
ощущение власти/контроля.
Ниже мы попытаемся рассмотреть вышеперечисленные причины в деталях и определить, насколько объективна каждая из них.
Затраты
Наиболее явной и очевидной причиной стремительного развития Интернет-бизнеса и электронной коммерции является возможность значительно уменьшить затратную часть трансакций как организациям, предоставляющим сервис, так и их клиентам. Естественным результатом развития торговли через Интернет является уменьшение комиссионных, взимаемых брокерскими фирмами. Так, некоторые исследователи [2] указывают на 70%-ное падение средних комиссионных 10 ведущих Интернет-брокеров во второй половине 90-х годов.
С точки зрения брокера, потенциальные преимущества Интернет-торговли состоят в уменьшении количества обслуживающего персонала и, как следствие, выплачиваемых зарплат, а также в увеличении клиентской базы, привлеченной дешевизной сервиса. Более того, для многих мелких брокерских контор или специализированных инвестиционных банков развитие направления Интернет-торговли является одной из немногих возможностей остаться конкурентоспособными.
Уменьшение комиссионных – несомненно, положительный фактор для частного инвестора. В то же время цена за само подключение к Интернету остается для клиента неизменной, и в случае выбора быстрого и стабильного подключения 24 часа в сутки эта стоимость будет далеко не мизерной, даже в технологически развитых странах.
Удобство и простота
Без сомнений, торговать, кликая кнопкой компьютерной мыши, технически и психологически проще, чем общаясь с брокером по телефону. Однако, несмотря на то, что торговые Интернет-системы обещают инвестору быстрое и простое заключение сделок, время, затрачиваемое на поиск обоснованных и перспективных инвестиционных решений, не уменьшается, а успешное вложение по-прежнему требует жесткого, профессионального анализа, досконального понимания рынка и знания психологии. Перефразируя известную пословицу, Интернет-торговля позволяет сколько угодно раз отрезать, но фактически ничем не помогает инвестору отмерять. Какой смысл в том, что на текущую секунду инвестор получает более выгодные условия, если его изначальное решение было неверным? Сиюминутная выгода грозит в итоге обернуться финансовым крахом.
Один из аргументов в пользу торговых систем в режиме on-line – обилие в Интернете аналитических и исследовательских материалов. Но и здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд. Правильность решений и точность прогнозов не находятся в прямой зависимости от объемов предоставляемой информации, даже если речь идет о профессионалах. Уменьшение затрат и кажущаяся простота торговли on-line приводят к тому, что инвестор совершает заметно большее количество сделок по сравнению с традиционными способами. Отчасти это провоцируется «специальными предложениями» Интернет-брокеров, которые заключаются в том, что в первые месяцы торговли клиент платит значительно меньшие комиссионные либо не платит их совсем.
К сожалению, между увеличением количества сделок и успешностью торговых решений не существует статистически значимой корреляции. Скорее, наоборот, увеличение динамики торговли может указывать на постоянную переоценку принятых решений, на отсутствие психологического баланса и выдержки торговца. Результаты трехлетнего исследования [3] доказывают, что люди, торгующие чаще через Интернет, не показывают больших прибылей, хотя за сам сервис они платят значительно меньше. Исследователи следили за поведением торговцев, переключившихся с телефонной торговли на режим оn-line. Результаты указали на увеличение оборотов портфелей с 74% до 96%, а также на то, что торговые действия инвесторов стали в два раза более спекулятивными при значительном спаде прибыльности. То есть трейдеры оn-line торгуют больше, спекулятивнее, но менее прибыльно.
Психологический аспект
Откройте любую книгу, написанную о торговле на рынках ценных бумаг, и вы увидите, что львиная доля внимания авторов уделяется психологическим аспектам принятия решений. Это не удивительно, ведь большинство инвесторов теряют деньги на рынках отнюдь не из-за неправильной оценки ситуации на момент входа, не из-за нечистоплотности маркет-мейкера, а из-за незнания самих себя, неумения признавать и исправлять свои собственные ошибки. Интернет-торговля в глазах начинающего инвестора, скорее, похожа на компьютерную игру, чем на жизнь. Безликие кнопки делают принятие решений простым и зачастую безответственным процессом. Ряд академических исследователей [3] считают, что большинство Интернет-инвесторов ассоциируют успех со своим собственным умением даже в тех случаях, когда подобная параллель неуместна. Торгуя через Интернет, инвесторы становятся слишком уверенными в себе, что и приводит к чрезмерно активной и в большинстве своем неудачной торговле. Такая самоуверенность отчасти стимулируется «ощущением контроля и власти», которое, как указано выше, является одним из доминирующих факторов при выборе Интернет-торговли [1].
Скорость и доступность
Каждый пользователь Интернета рано или поздно сталкивается с проблемами перебоев в связи, медленного доступа к сильно загруженным сайтам и ненадежности своих провайдеров. Даже использование скоростных кабельных модемов, технологий ISDN или ADSL,обеспечивающих быстрый доступ к Интернету, не гарантирует инвестору 100%-ный доступ к своему торговому счету в любую секунду.
Проблема заключается в том, что, несмотря на достаточно зрелый возраст, Сеть находится в постоянном развитии, что порой негативно сказывается на ее конечном пользователе. Появится или нет интересующая вас страница на мониторе – зависит от множества переменных: работоспособности и надежности провайдера и брокера, скорости вашего подключения к Интернету, надежности программного обеспечения и качества телефонных линий.
Последнее особенно актуально для большинства постсоветских стран, где качество аналоговых телефонных линий оставляет желать лучшего, и где вас могут отключить от Интернета в любую секунду, в том числе и в момент заключения сделки (телефонные линии пока являются преобладающим способом подключения). Дальновидному инвестору не стоит ограничиваться единственным способом коммуникации – всегда лучше иметь запасные варианты ведения бизнеса.
Другая проблема заключается в недостаточном техническом оснащении торговых систем самих брокеров. Специальная комиссия Конгресса США указала в своем отчете на значительные задержки и сбои автоматизированных систем торговли ценными бумагами, что негативно сказывается на конечных пользователях: они либо теряют деньги, либо упускают момент для выгодного вложения. Каждая из 12 опрошенных брокерских фирм сообщила о задержках и сбоях своих систем. Менеджеры высшего звена этих компаний в числе основных причин подобной нестабильности называли неэффективную работу провайдеров, программные ошибки, сбои оборудования и программного обеспечения, зачастую связанные с модернизацией уже существующих систем.
Логично предположить, что сегмент Интернет-торговли будет развиваться и впредь, а вместе с увеличением клиентских счетов будут расти как потребности в модернизации существующего оборудования, так и количество системных сбоев и задержек. В качестве примеров можно привести 6-часовую задержку Pricewaterhouse-Coopers 3 сентября 1999 г. или 3-часовую задержку в работоспособности торговой платформы Merrill Lynch 9 ноября 1999 года. Но даже если принять надежность технической составляющей торговли за аксиому, остается более глубокая проблема. Одно из наиболее распространенных заблуждений Интернет-торговцев касается скорости заключения сделки. Неопытный инвестор считает нажатие кнопки моментом финального оформления сделки. Факты же говорят о другом. Эффективная электронная купля/продажа в настоящее время возможна только на самых ликвидных финансовых рынках, что, по сути, означает рынки акций наиболее развитых стран мира и валютный рынок FOREX. В случае торговли акциями вы, скорее всего, будете торговать далеко не со всем рынком, а лишь в рамках конкретной электронной платформы (ECN). А при автоматизированной торговле на валютном рынке FOREX вы играете против брокерской конторы или банка.
Более того, купля/продажа через Интернет облигаций, производных контрактов, не котирующихся в электронном виде или с отдаленными месяцами поставки, не говоря уже об OTC-производных*, для частного инвестора остается далекой и не очень ясной мечтой. Если же говорить о выставлении ордеров на покупку/продажу по определенной цене, то в случае сложных и экзотичных бумаг выигрыш во времени при установлении приказа по Интернету минимален. Брокеру в любом случае придется связаться с торговым полом на бирже или отделом, отвечающим за определенные операции. Не стоит забывать и о том, что существует принципиальная разница между установкой ордера, его подтверждением и его выполнением. Задержки в исполнении клиентских ордеров или их исполнение по неверной цене – основные причины жалоб клиентов, недовольных торговлей через Интернет.
Интернет-торговля и рынок FOREX
Авторы статьи, являясь активными участниками этого рыночного сегмента, представили на конференции «Интернет-трейдинг. Экспо2002» технологии маржинальных операций Parekss Banka. Большая часть нашего опыта торговли и работы с частными инвесторами приходится именно на операции на валютном рынке. По нашему мнению, основная проблема использования автоматических торговых систем на FOREX лежит в плоскости специфической структуры этого рынка и сложившейся системы взаимодействия его участников. FOREX не является строго регулируемым, централизованным рынком. Не существует и физической биржи, куда стекались бы все рыночные приказы, и официальные котировки которой могли бы являться объективным мерилом в разрешении спорных ситуаций. Некоторая регуляция производится согласно международному своду правил отношений (International Code of Conduct), однако основополагающими принципами торговли на рынке FOREX остаются корректность и честность контрагентов.
На данном этапе развития вывод автоматизированных сделок на межбанковский рынок фактически невозможен. Максимум, что будет доступно инвестору, использующему Интернет для проведения валютных операций, это сделки в рамках позиции его контрагента без последующего вывода операций на МБК. В то же время для определения текущих котировок должна использоваться некая информационная система, которая априори является всего лишь приблизительным индикатором цен на момент заключения сделки. При подобном раскладе конфликт интересов неизбежен, так как брокер будет заинтересован в проигрыше клиента, другими словами, в своей прибыли. Естественно, что в таких условиях прозрачности и корректности инвестору ожидать не приходится.
Другая проблема состоит в том, что большая часть валютных Интернет-систем для частных инвесторов предоставляется средними и мелкими брокерскими фирмами. Подобные системы солидных банков большей частью нацелены на корпоративных и крупных клиентов. Естественно, что в случае торговли с подобными контрагентами возрастает риск полной потери капитала.
Не стоит считать торговлю через Интернет панацеей от любых проблем традиционных способов коммуникации с брокерами. У торговых Интернет-систем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Любой инвестор, сколько-нибудь серьезно относящийся к своей торговой деятельности, должен сам аккуратно и спокойно оценить здесь все за и против. Пока же, к большому сожалению, подавляющее большинство инвесторов продолжает пребывать в эйфории относительно торговли on-line, а Интернет-брокеры по понятным причинам не спешат развеять существующие мифы, постоянно подпитывая их умелой рекламой.
Cноски: * OTC (Over-the-counter) Instruments – финансовые инструменты/ценные бумаги, торгуемые на внебиржевом рынке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий