Новые приоритеты
Даже в традиционно не склонной к подобным экспериментам Индии почти весь 2001 г. на посту президента Бомбейской биржи умудрилась удержаться женщина – Дина Мехта. Более того, как с изумлением сообщило телевидение, в начале тысячелетия первые бизнес-дамы появились на биржах исламского Кувейта. Что же говорить о Европе или Америке. В ходе исследований, проведенных в прошлом году в Британии среди дам 25-35 лет, две трети из них заявили, что, выбирая между детьми и карьерой, отдают последней безоговорочное предпочтение. Что ж, no comment.
У Сити женское лицо
Итак, «женщины» не наследуют деньги, не извлекают их из мужских кошельков, они их зарабатывают. Одна из самых раскрученных в Европе персон – 35-летняя супербосс, глава департамента по инвестициям одного из крупнейших фондов лондонского Сити Кэтрин Гарретт-Кокс. Катерина Великая, как окрестили эту даму финансовые журналисты, получает зарплату в миллион фунтов стерлингов годовых плюс премиальные. Деловые таланты бизнес-леди – дамы, кстати, замужней и к тому же матери маленького ребенка – столь велики, что с утра на ее компьютер тысячами сыплются электронные письма одельцов со всего мира, жаждущих получить ее совет.
В своей головокружительной карьере Гарретт-Кокс не одинока. В 2001 г. новым исполнительным главой фондовой биржи Сити впервые за всю ее 230-летнюю историю стала 41-летняя Клара Ферз, получившая зарплату в 1.5 млн. фунтов в год. Сити – мир финансистов, гордо несущих на плечах бремя традиций и истории бизнеса. Тем не менее, там маленькую феминистскую революцию восприняли спокойно: госпожа Ферз была единственным претендентом на высокую должность. Сама же она с ходу заявила журналистам, что не видит в новом назначении ничего особенного, хотя даже по мужским стандартам ее работа – самая жесткая в Сити.
Если верить английским газетам, г-жа Ферз далека и от стереотипа лондонского банкира, и от классического типа бизнес-амазонки, нередко настроенной по отношению к традиционным женским ценностям – дому и семье - если не агрессивно, то как минимум пренебрежительно. Клара – мать троих детей. Вечерней и ночной работой отнюдь не увлекается: жесткий график и самоорганизация позволяют ей почти всегда укладываться в рабочее время. Журналисты в свое время особенно умилялись по поводу одной из ее привычек: ровно в полдень, пусть в этот момент в тартарары летит весь финансовый мир, г-жа Ферз встает из-за стола и идет в спортзал. Она верит в здоровый образ жизни и не признает лекарств.
Лондонская фондовая биржа – одна из трех крупнейших в мире. Но последнее десятилетие ее история больше отмечена падениями, чем взлетами. Боссы уходили если не со скандалом, то с поражением. Но железной даме (которую тут же по-свойски начали за глаза называть Ларой) удалось многое из того, что не смогли сделать прочие управляющие. Один из брокеров философски заметил по этому поводу: «Если мужчины умудрились сотворить беспорядок, почему женщины не могут сделать обратное».
К бизнес-леди подобного масштаба относится и Кэрол Гэлли, нареченная «ледяной барышней». Кэрол – директор по текущей деятельности в британской инвестиционной компании Merrill Lynch Investment Managers (MLIM). Под ее контролем – активы на сумму $557 млрд. Работать в компании она начала 30 лет назад в должности... библиотекаря. За эти годы она снискала себе репутацию специалиста, знающего о британских компаниях все. Сегодня, по словам самой Гэлли, управление активами для нее – «скорее искусство, чем наука».
На скаку коня остановит...
The Wall Street Journal, Time, Buisness Week и прочие солиднейшие издания уже несколько лет составляют списки самых крутых леди европейского и мирового бизнеса. Каждую из кандидаток оценивают, принимая во внимание ее влияние как в своей сфере, так и в деловых кругах в целом. В жюри входят предприниматели, консультанты по менеджменту, преподаватели бизнес-школ, финансовые журналисты. Что ни говори – это признание. Кстати, уже не первый год во все рейтинги попадает россиянка – Ольга Дергунова. Сегодня ей 39 лет. С 1995 года Ольга – единственная женщина-директор регионального отделения Microsoft. Именно ей, утверждают аналитики, удалось переломить ситуацию, при которой 94% программного обеспечения в России было пиратским (!). Таланты Дергуновой признают даже конкуренты, не говоря уже о «родном» руководстве. Стоит процитировать директора корпорации Microsoft по Восточной Европе Роберта Клафа: «Ольга – лучший генеральный менеджер в регионе, за который я отвечаю. Разумеется, все восемь генеральных менеджеров, работающих в Восточной Европе, являются лучшими из лучших. Но Ольга на голову выше всех».
Дамское счастье в стиле FOREX
Почему им удается если не все, то многое? Возможно, ответом послужит замечание известного британского психолога Карла Бартлуфа, много лет изучающего поведение индивида в бизнес-сообществе: «У меня подозрение, что наиболее изощренные биржевые стратегии создаются при самом непосредственном участии женщин. На такую мысль меня навели мемуарные книги, посвященные работе на финансовых рынках. В них довольно часто фигурируют женщины в качестве активнейших участников разработки финансовой стратегии или аферы. Дело, возможно, в гибкости ума, отточенной тысячелетиями, когда шея вынуждена была только вертеть головой, а не играть самостоятельной роли. Прибавьте сюда и то, что женщина намного меньше мужчины боится оказаться смешной, она не так зашорена, а значит – мир перед ней шире».
А вот мнение россиянина.
Александр Трегуб – координатор Программы защиты инвестиций в ценные бумаги НАУФОР – утверждает: «Женщины выбирают финансовые инструменты так же тщательно, как и предметы туалета. Их эмоциональное и личностное восприятие всего происходящего играет на инвестиционном поле, как ни странно, положительную роль. Женщины обращают внимание не на отдельные параметры, характеризующие доходность и риски, а верхним чутьем комплексно оценивают качество эмитентов. Женщины в отличие от мужчин умеют ждать и терпеть. Поэтому их деятельность в долгосрочном плане более эффективна. Женщины более искусны в переговорах, а значит, многое им обходится дешевле, чем мужчинам».
Женская логика
И все-таки женщина несмотря ни на что остается женщиной. Непосредственность в суждениях, взрывы эмоций по-прежнему иногда приводят в восхищение, иногда бросают в дрожь президентов, банкиров, а также мировые финансовые и фондовые рынки. Один из случаев, подтверждающих это, произошел не так давно. Заместитель министра финансов Франции Жюльетт Аллар после очередного выступления бывшего председателя Европейского центрального банка Вима Дуйзенбергa (персона эта весьма любима журналистами за, мягко говоря, экзотический стиль поведения) гневно бросила: «Его давно пора отправить в отставку. Как только он открывает рот, все европейские валюты терпят огромные потери». Реакция рынков последовала незамедлительно и усугубила и без того тяжелое в то время положение евро. Аналитики ведущих информационных агентств начали с небывалой активностью обсуждать потенциальную отставку «опального» председателя ЕЦБ. К счастью, не всегда события носят печальный или скандальный характер. Так, каждое выступление Maргарет Тэтчер в Палате лордов укрепляло стабильность государственной финансовой системы и подталкивало инвесторов на покупку казначейских облигаций правительства, исторически отличающихся высокой доходностью. Антуанетт Ханцикер-Эбнетер, которая возглавляет швейцарскую биржу Swiss-Exchange с 1997 г., местная печать присвоила почти официальный титул «Укротительница тигров». Высокое звание дано за умение бестрепетно гасить в зародыше любой конфликт. При этом журналисты не забывают отметить, что Антуанетт в самых разных обстоятельствах немыслимым образом умудряется сохранять бездну обаяния. Пост генерального директора фондовой биржи в Будапеште занимает Мария Дунаволги, которую (не менее заслуженно, разумеется) акулы финансового пера не раз именовали «миротворцем».
Мисс несовершенство
У большинства женщин, которые работают на финансовых рынках, достаточно независимый характер, высокая самооценка и уверенность в своих силах. Настолько высокая, что они готовы противостоять общественному мнению о стереотипах женского поведения. Каждая третья дама, входящая в список 50-ти лучших женщин-менеджеров США, составляемый журналом Fortune, имеет неработающего мужа, который занимается домашним хозяйством.
И все-таки повторимся: они всего лишь женщины. Просто другие, чем раньше. Британский аналитик Джо-Энн Дженкинс констатирует: «Там, где их матери традиционно проявляли осторожность, экономя деньги или тратя их на детей, новые женщины считают в порядке вещей тратить на самих себя». Новые бизнесамазонки к восторгу владельцев самых дорогих бутиков саранчой набрасываются на предметы роскоши, скупая все на корню. Стрижка в парикмахерском салоне роскошного лондонского универмага «Хэрродс» стоит 150 фунтов стерлингов (230 долларов). Персонал шикарной парикмахерской просто разбивается, ублажая даму: подхваченное услужливым клерком пальто, бокал шампанского – разве можно устоять? Баночка крема за 350 фунтов, ароматическая свечка за 50 фунтов, чтобы курить благовония в ванной, где релаксирует уставшая леди, – разве это не предметы первой необходимости?
Россия не исключение. Один из расплодившихся в невероятных количествах женских журналов, описывая гардероб некой дамы-аудитора, насчитал три с лишним десятка костюмов, а у финансового брокера – триста пар обуви, совсем в стиле супруги экс-диктатора Филиппин Эмельды Маркос, прославившейся немыслимой обувной коллекцией. Правда, как утверждают психологи, может быть, это просто-напросто защитная реакция? Всем нам не так-то легко жить в этом несовершенном мире. Трезвый расчет, железные нервы, способность оперативно принимать самые жесткие решения, стойко переносить неудачи – все это есть сегодня у них, некогда слабых, нежных и удивительных. Выиграл ли от этого мир? Кто знает. Остается утешать себя мудрейшей, пригодной на все случаи жизни русской поговоркой: «Поживем – увидим».
Комментариев нет:
Отправить комментарий