Сравнивая ценности
Как видно из таблицы 1, список американских ценностей резко контрастирует с ценностями англичан и французов. Только индивидуализм и мессианизм присущи европейцам в равной степени с американцами. Остальные характеристики отличают американцев от основной массы европейцев. Но и ценности двух европейских стран отличаются не в меньшей степени: из десяти позиций только одна оказалось общей для англичан и французов.
Различия в ценностях приводят к различиям в социальной и деловой сферах. Посмотрим, как сравниваемые культуры отличаются по их отношению к работе и отдыху, общению, пунктуальности и разговорчивости (схема наже).
Англия и Франция занимают соседние места на шкалах, в то время как США отстоят от них на определенном расстоянии. Но все же у нас нет оснований утверждать, что существуют большие различия между Соединенными Штатами, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой, в отношении анализируемых параметров.
Будут ли различия больше, если мы сравним поведение представителей этих культур в профессиональной деятельности? Специалисты подсчитали, что 80% рабочего времени менеджера занимает общение. Зная особенности делового общения в различных культурах, можно повысить эффективность коммуникации и добиться лучшего результата. Способы и приемы общения бывают разные, но формы общения, как правило, одинаковы: деловые встречи, переговоры, отдача распоряжений, выслушивание сообщений и отчетов и т.д.
Деловая встреча
Если встреча носит характер деловых переговоров, то важно знать, как расставлены приоритеты в разных странах (табл. 2, 3). Не менее важно для процесса коммуникации умение слушать собеседника (табл. 4).
Выступающему с сообщением нужно знать эти особенности, чтобы иметь возможность держать внимание аудитории. Различия в ценностях не могут не сказаться на лидерстве и на управлении персоналом (табл. 5).
Можно сравнить и другие параметры, но и из приведенного материала следует вывод о том, что в профессиональной сфере отличия между американцами, с одной стороны, и двумя европейскими странами, с другой, не больше, чем отличия между англичанами и французами.
Они нечувствительны к чужим ценностям
Почему же все-таки во многих странах к американцам относятся негативно, а к немцам, англичанам или французам нет? Какое поведение вызывает раздражение у европейцев? Ответ на этот вопрос можно найти в таблице достоинств и недостатков менеджеров, составленной Ричардом Льюисом (табл. 6).
"Нечувствительность к ценностям других народов", как мягко выразился Льюис, пожалуй, главная причина отрицательного отношения к американцам. Исторически так сложилось, что США были организованы выходцами из Центральной Европы. Но эти переселенцы обладали такими качествами характера, как смелость, решительность, готовность идти на риск и, конечно же, огромной работоспособностью.
В каждой нации есть такие группы людей, но они не многочисленны. И именно представители таких групп населения из европейских стран собрались вместе в Северной Америке и смогли сделать свою новую родину самой мощной державой. В общем, эти парни заслуживают уважения за трудолюбие, целеустремленность и решительность.
Но ведь мы часто судим о людях по их отношению к нам, и пренебрежительное или поучительное отношение со стороны других автоматически вызывает у нас неприязнь. Особенно чувствительны к такому поведению небольшие страны, которых обижает нежелание американцев учитывать их традиции и ценности. Одна шведка с возмущением говорила о том, что американцы даже не знают, что Стокгольм - столица Швеции.
Поведение американцев понятно, они действуют с позиции силы, поскольку добились больших успехов в экономическом развитии страны, и потому считают, что их модель самая прогрессивная. Остальной мир, если он хочет жить хорошо, должен учиться у них и не делать того, что помешает США достижению "американской мечты".
Кто сделает первый шаг навстречу?
Такое поведение опасно не только для других стран, но и для самих американцев. Я имею в виду не только события 11 сентября, но и возможные последствия экономического характера. Дело в том, что монополия всегда приводит к ухудшению качества. А пренебрежение достижениями других как раз и ведет монополию к застою.
Чтобы избежать этого, следует научиться понимать позицию других, знать их ценности, учитывать особенности поведения, перейти от поучений к равноправному сотрудничеству. Это касается не только американцев, но и европейцев, которым тоже нужно понимать, почему их заокеанские коллеги ведут себя таким образом.
Если мы хотим сотрудничать, а не соперничать, то нужно помнить, что дорога к взаимопониманию - это дорога с двусторонним движением. Научиться этому очень сложно, поскольку люди должны преодолеть психологический барьер, сформированный в сознании многовековыми традициями.
Американцам преодолеть такой барьер гораздо сложнее, чем европейцам. Американцы делают деньги, и им некогда думать, что о них думают другие. Поэтому давайте попытаемся сделать первый шаг мы, жители Старого Света. В арсенале кросс-культурных исследований есть прием, позволяющий развить толерантность к чужой культуре, находя положительное в том, что, на первый взгляд, вызывает негативное отношение. Мы как бы надеваем очки чужой культуры и смотрим на мир через них (табл. 7).
Этот прием позволяет в значительной степени нейтрализовать негативное отношение к чужой культуре, чтобы затем перейти к выработке алгоритма поведения с позиции толерантности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий